+7-929-011-15-53 el.shevch@myhappykid.ru

Самый важный родительский навык.

Здравствуйте!

Сегодня мы с вами продолжим познавать самих себя, а также снова коснемся  внутренних переживаний ребенка.

Чтобы лучше понять то, что происходит между нами и нашими детьми на неосознаваемом нами уровне, вообразите себе сейчас что Вы и Ваш ребенок – это два сообщающихся сосуда.

А теперь представьте, что сейчас вечер, Вы сильно устали на работе. По дороге домой Вы планировали побыть с ребенком в любви и нежности, ждали встречи с ним. Но когда пришли, ребенок начал капризничать из-за какой-то ерунды, не слушался Вас.  Обычно мы сначала уговариваем, успокаиваем, убеждаем, а потом в нас начинают подниматься эмоции. Нам обидно, что ребенок из-за ерунды портит вечер, что не жалеет нас и не понимает (ведь мы так устали).

Что делать в такой ситуации? И чего добивается этим ребенок? Чего он от нас хочет?

Давайте попробуем разобраться.

А чтобы лучше понять эту тему, я хочу познакомить Вас с важным психологическим термином – «контейнирование».  Контейнировать в переводе с английского языка – это вмещать, содержать.

Родитель обладает способностью контейнировать, если:

  1. Может выносить, выдерживать эмоции и чувства ребенка (оставаясь спокойным), принимать их;
  2. Умеет переваривать и возвращать проявленные ребенком  эмоции в понятном для него виде.

Умение контейнировать эмоции  – один из главных инстументов в родительском арсенале. И от этого нашего умения во многом зависит то, насколько  растущий человек сможет  дальше сам понимать и принимать собственные чувства. А значит, насколько он сможет жить в ладу самим собой и миром!

Описание картинки

Давайте посмотрим теперь на примере:  Вы идете куда-то, ребенок рыдает, что устал и идти дальше не хочет. Это просто его чувства и он прямо выражает их. В этот момент важно осознать, что он это делает не специально. Это спонтанное проявление чувств в настоящий момент. Многие родители упрекают тогда детей: «Мы же договаривались, что пойдем. Ты обещал, что не будешь капризничать!» А ребенок плачет еще сильнее. Потому что, помимо первичной эмоции, он теперь еще испытывает чувство вины и страх испортить с нами отношения. В этот момент уже наши собственные чувства  (раздражение, обида, злость и т.д.) начинают нуждаться в контейнировании…Закручивается клубок упреков, доводов, примеров  и т.д. Но результат от этого не меняется. Ребенок в отчаянии, мы на взводе.

Здесь важно понимать, что умение контейнировать редко бывает дано нам изначально (особенно, учитывая то, как воспитывали нас самих).  Его необходимо вырабатывать, тренировать. Причем – регулярно. Особенно, в непростые жизненные периоды. Тогда сначала сформируется привычка так реагировать, потом умение, а потом уже стойкий навык.

Как в этой нашей ситуации мы могли контейнировать эмоции ребенка? Остановиться на минуту, присесть рядом, обнять. Повторить слова ребенка: «Ты устал, я понимаю. Ты хотел идти, но неожиданно почувствовал усталость». Ребенок плакать, скорее всего, не перестанет, но согласится. После этого можно рассказать ребенку через сколько он сможет уже сесть и отдохнуть. И идти дальше. Критически важно в этот момент сохранять внутреннее спокойствие. Это дается только, если  Вы умеете разделять свои эмоции и эмоции ребенка, не позволяете им переливаться из «сосуда в сосуд». Для этого нужно уметь останавливать внутри себя внутренние диалоги. Например такие: «Ради него едем,  а он ноет. Другие дети вон спокойно идут. Я – плохая мать. Он из меня веревки вьет…Вон уже все смотрят…» и тому подобное внутреннее обвиняющее говорение. И нацелиться не на результат (чтобы ребенок успокоился и наконец замолчал), а на целительное проживание совместно с ребенком этих спонтанных переживаний.

Описание картинки

Говоря простым языком, все что на самом деле нужно – это спокойно обозначить, назвать чувства ребенка.

Важно разделять факты: ребенок устал и плачет – это факт. Это ЕГО эмоции. А Ваши тут не причем. Вы как шли спокойно, так и идете, а ребенка поддерживаете фактом того, что понимаете его эмоции.

Если мы реагируем таким правильным образом, то ребенок чувствует, что мы любим и принимаем его со всеми его эмоциями. Тогда он учится сам понимать и принимать свои эмоции, ладить с ними, а также выдерживать и переносить неприятные, трудные эмоции. Тогда ребенок становится сильнее!

Но чтобы научиться контейнировать детские эмоции, надо уметь контейнировтать свои. Это тоже серьезная внутренняя работа,  к которой мы еще будем возвращаться в дальнейшем.

Потому что если наши собственные эмоции не контейнированы, например, мы сами в тревоге, которую не осознаем до конца и не проживаем, то мы возвращаем ребенку не только его непринятые нами эмоции, но и эвакуируем в него свою тревогу…

Например, говорим: «Я и так устала, у меня ужасное настроение, а ты  меня еще доводишь» или «Ты мне портишь жизнь», «От тебя одни проблемы» и т.д.

Когда мы не принимаем спонтанные эмоции ребенка, он чувствует что мы отвергаем его. На самом деле, мы просто не способны, не в силах принять и переварить чувства ребенка. Они грозят нам нашим собственным разрушением. Это происходит в том случае, если внутри мы отвергаем самих себя, не умеем быть с собой в ладу.

Описание картинки

Наша задача научиться не терпеть детские эмоции, сжав зубы,  а давать им право быть, позволять им свободно течь. А также, давать ребенку нейтральную (очищенную от собственной эмоциональной боли) и объективную обратную связь.

Очень часто родители меня спрашивают, как на действиях проявлять безусловную любовь и принятие.  Так вот, контейнирование, как раз, прекрасный способ!

Описание картинки

Бывают ситуации, когда в человеке столько противоречивых эмоций и так мало ресурсов и душевных сил, что он просто не в состоянии с собой справиться. В этом случае может помочь психолог, задача которого как раз контейнировать эмоции Клиента  и потом научить человека это делать уже самостоятельно.

Дорогие родители, контейнирование – это навык непростой.  И к сожалению,  для нас не привычно отслеживать такие вещи, мы не научены этому.

Но теперь мы знаем об этой возможности наводить порядок и создавать мир внутри себя. А значит,  и вокруг.  Поэтому давайте с сегодняшнего дня  учиться это  делать, пусть даже  продвигаясь сначала медленно и с остановками. Главное, начать идти по этому  пути!

А сейчас делитесь своими мыслями и впечатлениями в комментариях!

 

Елена Шевченко
Автор - Елена Шевченко
Практикующий психолог, коуч, автор книг и ведущая тренингов для родителей.
Проводит консультации в г. Москве и г. Воронеже или по Skype из любого города или страны.
Чтобы договориться о консультации, пишите на почту el.shevch@myhappykid.ru или в скайп: El.Shev.

Pin It on Pinterest

Shares
Share This